ФАНТАСТИКА В КИНО, отцом кинофантастики следует считать француза Ж. Мельеса, который уже в 1896 (на следующий год после изобретения кинематографа) начал снимать сказочные, мистические, фантастические истории. Хотя первые ленты с подлинно фантастическим сюжетом и антуражем относятся к началу 20 века: «Завоевание воздуха» (1901) Ф. Зекка и «Путешествие на Луну» (1902) Мельеса. Кстати, во второй картине использованы мотивы из произведений Ж. Верна, что подчеркивает связь фантастического кино с литературной традицией — и не только 19 века, когда фантастическая литература оформилась в самостоятельное направление, но и произведений прежних веков. По сути все мифы и популярные сюжетные конструкции кинофантастики позаимствованы из книг, легенд, сказаний. Всевозможные путешествия на другие планеты или странствия во времени, антиутопии о мире будущего или предостережения о непредсказуемом развитии событий в настоящем, разнообразные сверхъестественные создания — вроде Франкенштейна, Голема, Дракулы — или ученые-экспериментаторы типа «человека-невидимки» и «доктора Джекила», различные фантазии, комиксовые произведения — все это так или иначе почерпнуто из фантастической литературы.
Конечно, у кинематографа есть свое (и немалое!) преимущество по сравнению с фантастическими книгами. Он способен воплощать любые выдумки в зримой форме, поражая уникальными спецэффектами — традиция ведет начало от картин Мельеса, придумавшего многое из кинотрюков, создавшего жанр «кинофеерии». В принципе, подобные феерии, особенно в современном суперзрелищном кино, являются, несмотря на условность приемов и художественных средств, наиболее кинематографическими. Продолжается давний спор о том, кто из родоначальников кинематографа главнее: Луи Люмьер, снимавший репортажи, зарисовки с натуры, жанровые сценки, или Жорж Мельес, который живописал «реальность фантастического мира» (если воспользоваться точным определением Ю. Ханютина, вынесенным им в заголовок своей книги о кинофантастике).
Фантастика в кино начиналась с Голема, Франкенштейна и Дракулы